Равиль Ахметшин: Россия сильна многообразием! /"Вечерняя Москва", 22 июня 2014

21 июня 2014 года на территории музея-заповедника «Коломенское» отгремел Сабантуй. Каждый из гостей мог проникнуться традициями тюркских народов России, отведать традиционных татарских яств, пригубить башкирского кумыса понаблюдать за борцами на поясах, поучаствовать в веселых конкурсах и играх… Во время праздничных гуляний корреспондент «Вечерней Москвы» пообщалась с полномочным представителем Республики Татарстан в Российской Федерации об особенностях современного «праздника плуга» и о том, насколько разными бывают майданы.

 

- Равиль Калимуллович, что, по-вашему, главное в этом празднике?

- Конечно, почитание наших традиций: еще сотни лет назад наши предки проводили этот праздник плуга (от тюркского «сабан» - плуг и «туй» – праздник – «ВМ»), а теперь его проводим мы. Естественно, формат теперь немного изменился, стал более современным, что ли. Но все равно каждый год мы ждем Сабантуй, ведь это – встреча друзей, встреча родственников, поклонение памяти ушедших родителей… Те, кто родом из сельской местности, даже из других стран и регионов отправляются в родную деревню, чтобы в этот день сходить на могилу родителей. Кто-то идет в мечеть, кто-то – к родственникам, чтобы поздравить их. Время у нас исчисляется от Сабантуя до Сабантуя. Участники Великой Отечественной войны, татарские парни, воевали так, чтобы к Сабантую вернуться домой непременно с победой. Не случайно татары по числу Героев Советского Союза идут вслед за русскими, украинцами и белоруссами.

- Вы сказали, что формат праздника изменился. В каком ключе?

- Например, традиционно на Сабантуе проводится много довольно специфических игр, которые в Москве не провести в силу определенных ограничений. Скажем, большие конные скачки. Скачки – это фирменный номер, бренд Сабантуя. Но и без этого красочного номера Сабантуй в Москве привлекает десятки тысяч людей. И это без мощных рекламных кампаний. Москвичи уже знают, что в конце июня или первую субботу июля проходит этот городской праздник. В «Коломенское» в прошлом году пришли около 150 тысяч человек, и в этом гостей, как вы сами видели, не меньше. А самое приятное, что при огромном скоплении народа ни одного правонарушения не бывает: люди приходят сюда как на праздник. Особо подчеркну – никогда не бывает никаких правонарушений.

- И участников организации этих торжеств тоже становится больше?

- Да, с каждым годом. Мы очень благодарны мэру Москвы Сергею Собянину, ведь при его поддержке Сабантуй начал набирать обороты и стал официальным городским праздником. Также хотел бы сказать «Спасибо» руководителям двух российских республик – Татарстана и Башкортостана и нашим давним партнерам из города Набережные Челны. Второй год свою культуру здесь представляют и наши крымские братья-татары, и впервые – как граждане России. Все стараются создать здесь, в Москве, атмосферу настоящего Сабантуя. Мира, единения и дружбы. Мы в этом году учредили специальный приз борцам. Сегодня здесь собрались самые сильные борцы со всей России. От имени двух президентов регионов абсолютным батырам (победители в борьбе на поясах – «ВМ») подарены автомобили ВАЗ. Хочу заметить, что в последние годы Сабантуй проходит уже в 24-х странах мира, 54-х регионах Российской Федерации.

- А теперь давайте о вкусном. Есть какие-то традиционные блюда, которые готовятся именно на Сабантуй?

- Особых блюд нет, но предпочтение отдается национальной кухне. Очпочмак (треугольник с начинкой из мясо и картошки), перемячи (пирожок небольшого размера с мясом), кыстыбай (полоски из пресного теста, которые сложены вдвое и имеют начинку из картофельного пюре или с пшенной кашей), бэлиши (большой закрытый пирог с картофелем или тыквой), чак-чак (сладкий хворост из теста с мёдом), баурсак (сладкие сдобные шарики)… Все это – традиционная татарская кухня.

- На ваш взгляд, какова роль татарской национальной культуры в общероссийской?

- Вы, наверное, знаете, что татары – второй по численности народ России. Иногда некоторые по ошибке говорят, что в Москве татарская диаспора. Мы с этим не согласны. Диаспора – это пришлые, не свои. А мы из века в век коренные россияне и в Москве много, если хотите, коренных москвичей. Среди наших соплеменников в Москве очень много выдающихся людей. Ученых, врачей, школьных учителей, рабочих, артистов... У нас при представительстве Татарстана, к примеру, даже есть клуб деятелей культуры и искусства, в котором состоят 138 наших земляков-татарстанцев. Среди них огромное количество народных и заслуженных артистов: Марат Гали, солист оперной труппы Большого театра, Сергей Шакуров, Чулпан Хаматова, Марат Башаров… Мы неотъемлемая часть нашей общероссийской культуры.

- Что, по-вашему, такие праздники, как Сабантуй, вносят в палитру многонациональной культуры России?

- Дружбу, единение и чувство единства народов. Такие праздники, как Сабантуй, укрепляют традиционные ценности добра и справедливости. Поднимают дух и силу. Россия сильна своим многообразием. Многообразием в единстве. Сабантуй демонстрирует верность корням, своей земле. А Москва объединяющая сила. Магнит. У Татарстана с Москвой как городом – особые отношения. К примеру, подписано соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, культурно-образовательном сотрудничестве.

- Впервые как россияне на московском Сабантуе крымские татары - россияне…

- Сейчас мы активно общаемся с крымскими татарами. Был период, когда мы немного о них забыли, уделяли меньше внимания, и вышло так, что они оказались между Россией и Украиной. Сейчас они поняли, что Россия их всегда поддержит, окажет содействие. Поэтому сегодня крымские татары активно сотрудничают и с нами, от них сегодня здесь целая делегация.

- Действительно, радостно, когда отношения налаживаются, а не наоборот…

- Бесспорно. Вот мы говорим – «майдан». Для тюркских народов слово «майдан» означает дружбу, мир. К сожалению, это слово теперь применяется уже в ином контексте. Нам это очень обидно, потому что раньше даже ребенок знал, что на майдан люди собираются только с мирными целями, только с дружбой и любовью, с хлебом-солью…

- Раз уж мы коснулись самой больной на сегодня темы, скажите, пожалуйста, что, по-вашему, необходимо для укрепления дружбы между народами, чтобы не происходило таких диких событий, которые сейчас развернулись на Украине? Ведь гражданская война, когда брат убивает брата, когда минометные обстрелы «косят» всех подряд – детей, женщин, мирное население страны – это самое страшное.

- Я думаю, здесь все зависит от руководителей. Умный руководитель никогда такого не допустит. Отсутствие нормальной национальной политики сделало свое дело. К тому же, эта ситуация на Украине назревала давно. Эти «лесные братья» - бандеровцы – почти 70 лет держали за спиной топор, и этот фактор тоже сыграл свою роль. В Татарстане в 90-е годы тоже были моменты, когда группы людей пытались творить страшные вещи. Но Минтимер Шаймиев, тогдашний президент Республики Татарстан, смог урегулировать все почти безболезненно. Я очень переживаю за украинский народ, в этой стране у меня много друзей и знакомых. Они переживают, страдают, и есть те, кто их держит в страхе. Самое обидное, что они не могут даже открыто выразить свое мнение. А в условиях информационной войны, когда перекрыты информационные потоки, они не слышат нас, а мы – их. Надеюсь, ситуация разрешится в пользу людей.

 

Ирина Бордовая

«Вечерняя Москва»


Последнее обновление: 10 февраля 2021 г., 11:05

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International