АРИФУЛИНА Лина: Главное - держать цель в руках

        
"Чем яснее видишь свою цель, тем быстрее ее достигнешь", - говорит Лина Арифулина. А она знает, о чем говорит. Когда в музыкальной школе ей сказали, что она абсолютно безнадежна, Лина самостоятельно, при поддержке папы, у которого, кстати, музыкального образования не было, за месяц развила в себе абсолютный слух. И успешно поступила.
Имея за плечами 17-летнее музыкальное образование, на сегодняшний день Лина является одним из самых известных режиссеров-постановщиков нашей страны. Она работала с Юрием Башметом, Филиппом Киркоровым, Аллой Пугачевой, Александром Малининым и другими знаменитыми артистами нашей эстрады, шоу-балетом "Тодес", готовила новогодние программы Максима Галкина. Артисты знают, что если настало время им поменяться, освежиться, сделать что-то новое, надо идти к Арифулиной. Но особую популярность ей принесла "Фабрика звезд", главным режиссером и директором которой она была в течение пяти сезонов, а также проект "СТС зажигает суперзвезду!". Работа Лины с молодежью, которая транслировалась на всю страну по телевидению, ясно показала: Арифулиной, как никому, по силам открывать новые имена. Она с первого взгляда видит в человеке божью искру, благодаря которой тот способен стать настоящим артистом.
Несмотря на свою занятость, Лина Арифулина с удовольствием согласилась дать интервью нашей газете. Она охотно рассказала нам о своем детстве, своих родных и близких, об отличительных особенностях татарских женщин и о том, как старается передать национальные традиции своей дочери - маленькой Айне.
 
 
- Лина, когда встречаются двое татар, то обязательно интересуются откуда они родом. В начале нашей беседы позвольте и мне поинтересоваться вашими корнями.
- Я москвичка. Мои родители, бабушки и дедушки тоже родились в этомгороде, но наши родичи, и с маминой и с папиной стороны, являются выходцами из села Семеновка Горьковской области, ныне Нижегородской. До школы меня туда отправляли на лето. До сих пор помню, с каким удовольствием мы с ребятишками там резвились, бегали на речку. Так хорошо было. А став школьницей, каникулы я уже проводила на даче у бабушки с дедушкой в Подмосковье. Именно благодаря им я знаю татарский язык, хотя сегодня говорю на нем, наверное, не так бойко, как в детстве. От них же я впервые услышала мусульманские молитвы. То же самое сейчас происходит с моей дочкой: тетя читает молитвы, а Айна механически их запоминает. И я просто умиляюсь, когда моя девочка нараспев начинает их читать.
- Кто из родственников, возможно родители, оказал на вас влияние в выборе профессии? Среди ваших близких были люди с музыкальным образованием?
-   У моей мамы, ее зовут Сания, очень хороший, красивый голос. Она всегда ходила по дому и пела. Но музыкальной грамоты не знала. В годы ее молодости люди жили не богато и получение музыкального образования считалось излишеством. Мамина сестра, моя тетя, тоже хорошо пела и поет. А так как я была самая маленькая в семье, то все мои родственники хотели, чтобы в жизни я научилась всему тому, чему они не смогли научиться, и достигла всего того, чего им не удалось. Поэтому они всячески поддерживали меня во всем.

- А кто из родителей оказал на вас наибольшее влияние?

- И мама, и папа сделали для меня очень многое. Лишь благодаря родителям у меня такое хорошее образование - музыкальная школа, училище и консерватория. Несмотря на то, что жили мы скромно, они находили возможность оплачивать и мои индивидуальные занятия. Папа, Мияс Хусаинович, водил меня в музыкальную школу и терпеливо ждал во дворе, пока я занималась. Родители очень волновались и переживали, когда я поступала в консерваторию. Мама все экзамены прождала меня во дворе консерватории. Представляю, что творилось тогда у нее в душе… Помню, после последнего экзамена, когда еще не было понятно, поступила я или нет, мы с мамой присели на лавочку и она мне тихо сказала: "Если не поступишь - ничего страшного. Не переживай. Это не так уж и важно. Главное, что все мы живы и здоровы". Мама у меня по жизни оптимистка. Она всегда находила и находит нужные слова, чтобы поддержать меня в различных жизненных ситуациях. А папа очень спокойный, рассудительный, думающий человек. Говорит мало и всегда только по делу.

- Вспоминая о детстве, какая картинка, в первую очередь, всплывает в вашей памяти?

- Моя бабушка. Мама очень много работала, поэтому моим воспитанием занималась в основном бабушка. Иногда я ей доставляла немало хлопот. Не без этого. Например, я не вылезала из-под стола, когда бабушка меня звала на обед. Я отвечала, что не могу бросить своих куколок одних. (Смеется.) И тогда моя бедная бабушка с тарелкой лезла ко мне под стол и там кормила меня, заодно угощала и моих кукол.
Однажды мы с ней гуляли по зеленой улице. Я села и просто так начала рвать траву. Вдруг чьи-то цепкие руки больно схватили меня за волосы. Это была моя бабушка. "Больно?", - спросила она. "Да, бабуль, больно!", - испугавшись ответила я. "Земле тоже больно!", - сказала она серьезным голосом. Для меня это был наглядный урок. Со временем тоже самое я продела уже со своей дочкой.
Бабушка всегда поддерживала мои актерские начинания. В нашей семье часто устраивались праздники, мы все вместе собирались, общались, много смеялись. А я с большим удовольствием устраивала для родни концерты. Надевала мамины туфли, тетину комбинацию (в те годы они же были яркие, ажурные, красивые), брала в руки скакалку, это был мой микрофон, и пела. Все мне дружно аплодировали, но больше всех хлопала в ладоши бабушка. Первый в моей жизни цветок мне подарила тоже она. Это было алоэ в горшке, которое она мне вручила после очередного "концертного номера". Бабушка была гениальным, очень чутким человеком. В моей жизни был период, когда мне казалось, что я сильно на нее похожа. Тогда я была блондинкой и носила волосы на пробор, тонко выщипывала брови. Глядя на себя такую в зеркало, я в нем видела свою любимую бабушку Заиду.
А с дедушкой Летфуллой мы часто курили… Он протягивал мне монпансье и говорил: "Давай покурим". (Сигареты ему запретили врачи). Я с удовольствием составляла ему компанию. И вот стояли маленькая Лина и большой дед и сосали леденцы. Это у нас называлось - "курим". (Смеется.)
- На ваш взгляд, присущи ли татаркам какие-то особые черты характера?

- Наши женщины имеют создавать в домах особую теплую атмосферу и уют. Они очень хорошо готовят, например, национальную выпечку, лапшу. Моя дочь очень любит домашнюю лапшу, всегда просит тетушек ее приготовить. У меня тоже случаются порывы - звоню своим родственницам и со словами "дорогие мои, наступило время вкусной еды" прошу напомнить мне рецепты тех или иных татарских блюд. Готовлю их всегда с большим удовольствием.
Татарским женщинам присуще внутреннее благородство и мудрость. Не та, что приходит с годами, а скорее мудрое отношение к жизни, философское что ли. Мы понимаем и, главное, смиренно принимаем все, что происходит в жизни. Несмотря на то, что считаю себя современным европейским человеком, я, как и другие татарские женщины, почитаю семью. Это у нас в крови.
Еще наши женщины очень чистоплотные. Об этом я сужу по родственницам и по подруге Ляле Гайнутдиновой (между собой мы называем друг друга "татарской принцессой" - это Ляля и "татарской княжной" - это я). Когда она приезжает ко мне в гости, я поражаюсь ее организованности и любви к порядку. К порядку не финальному, когда все красиво разложено, а к порядку в процессе работы. Казалось бы это мелочь, но она очень важна. И эта незатейливость свойственна нашим женщинам. Татарки все делают тихо и шустро. Так, как они убираются, не наводит порядок никто. Иногда я домой вызываю сотрудниц из агентства для уборки, и, видя результат их работы, могу сказать совершенно точно: никто из них так тщательно и чисто не убирается, как, например, моя тетя. Зная это, тетушка с удовольствием иногда приезжает, чтобы помочь мне по хозяйству. Мне это очень приятно. И опять же, она все делает тихо, деликатно, незаметно - но результат потрясающий! Это очень важная черта: быть незаметным, но значимым. Также, на мой взгляд, нам свойственна молчаливость: умеем вовремя ответить и замолчать.

А еще татарские женщины обладают особым обаянием. Внутри нас есть особый огонек, мерцание которого отражается через глаза. (Улыбается).

- Часто ли ваша семья собирается вместе?

- Довольно часто. Я очень люблю домашнюю атмосферу. Мы живем за городом, и частенько мои родственники приезжают ко мне. В доме сразу становится шумно, весело, звучит татарская речь! Мы пьем чай, вкусно кушаем! Это так приятно!

Особенно люблю, когда на наши мусульманские праздники собираются родственники, знакомые, самые близкие, и мулла читает молитву. Хотя я себя не могу назвать очень религиозным человеком, возможно, это время просто пока ко мне не пришло, но к подобной традиции я очень привязана. Я часто бываю в мечети на проспекте Мира, захожу в специальную комнатку и прошу служителя почитать молитвы. Мои тетушки, кстати, окончили курсы при мечети.

У меня часто возникает желание сходить на кладбище. Я беру Айну, родителей, тетушек и мы все вместе едем навестить могилы наших близких. Убираемся, сажаем цветочки, вспоминаем их. Возвращаюсь я оттуда всегда спокойной и умиротворенной. Так заведено нашими предками, и эти для меня свято. У меня растет дочка, и она должна видеть все наши традиции. Ведь лишь показывая все на собственном примере, я буду уверена в том, что когда нас не станет, она про нас не забудет. Маме очень нравится это во мне, она говорит, что я у нее - молодец. (Улыбается.) 
 
- Лина, у вашей дочери необычное имя…
 
- После рождения дочери меня долго мучил вопрос: какое имя ей дать? Искала в татарском словаре имен. Не нашла. Наши же имена зачастую очень сложные и труднопроизносимые. С ними тяжело жить в современном европейском пространстве. Это я знаю по себе. Мое полное имя - Линура. На съемочной площадке, где работает человек пятьдесят, первое время люди просто не знали как ко мне правильно обратиться - забывали имя или боялись произнести его неправильно. Чтобы перестать друг другу доставлять взаимные неудобства, в один из дней я сказала: "Ребята, с сегодняшнего дня я - Лина. Так будет проще и удобнее".
А имя Линура моим родителям предложила моя тетя. Она сказала, что с арабского оно переводится "звезда". Но как я ни искала эту "звезду" в словарях, так и не нашла. (Смеется.) Но имя красивое и довольно необычное.
Я хотела, чтобы у моей дочери было звонкое имя, и обязательно с "й". Если в слове есть эта буква, возникает благозвучие. К тому же, моя девочка, как и я, по гороскопу "скорпион", а представители этого знака зачастую люди самокритичные и несколько жестковатые. Поэтому мне хотелось подобрать ей мягонькое имя. Родилась она у меня с необыкновенно красивым разрезом глаз - прямо как луна. И я искала производные от татарского слова "ай" (луна), получилась Айна. И чем старше она становится, а сейчас моей дочке уже восемь лет, тем больше ей это имя подходит.
- Она похожа на вас?

- Да, очень. Я сравниваю ее снимки со своими детскими и вижу, что мы очень похожи. Она красивая девочка, я это говорю не как мама, а как режиссер. Породистая. Мы с ней подружки, хорошо чувствуем друг друга. Я сразу наладила с дочкой отношения, договорившись, что между нами никогда не должно быть обид - все недовольства высказываем друг другу сразу. Гордыня в ней отсутствует. Когда бабушка начинает с ней сюсюкаться, повторяя, что она самая красивая девочка на свете, Айна по-взрослому ей отвечает: "Я красивая, но не самая лучшая на свете. Потому что у других бабушек тоже есть внучки, которых они, как и ты, считают самыми красивыми". (Смеется.)

- Лина, а как близкие относятся к вашему успеху?

- Абсолютно спокойно. Наверное, внутренне гордятся мной, потому что я тоже ими горжусь и восхищаюсь. Я не устаю повторять, что все, что сегодня имею, я достигла лишь благодаря моим родителям, их воспитанию. Когда на вступительных экзаменах одна из преподавательниц в качестве взятки попросила у мамы шубу, я внутренне обозлилась. Я поступила сама, а не по протэкции за шубу. Когда потом я встретила эту женщину в консерватории, она сделала вид, что не узнает меня. И тогда я поняла, что чем четче видишь цель, яснее себе представляешь, тем быстрее ее достигнешь. А размытые цели ни к чему не приведут, даже если обладаешь колоссальным количеством связей и фантастической суммой денег. Главное - держать цель в руках. Миллиона нет, но нужно представить, что держишь его в руках. И тогда точно все получится! Своим молодым артистам я тоже говорю: "Все у вас будет. Главное - увидеть себя на сцене".

- Работая в зарубежных проектах, приобрели ли вы для себя какой-то полезный опыт?

- Да, получила классный опыт. В Финляндии меня научили дисциплине. В десять утра мы должны были ехать на съемки. Я же пришла в 10.02, так как не знала дороги и заблудилась. И что вы думаете? Меня не стали ждать. Автобус уехал. Зато в следующие дни я приходила за 15-20 минут заранее и ждала отъезда. И это правильно.
В Италии, в Риме, мы целую неделю плотно работали. К часу дня пятницы дел осталось минут на 40, не больше. Зная о том, что у итальянцев с часу до двух - обед, я предложила завершить работу сразу, не отвлекаясь на отдых. И очень удивилась, когда получила довольно жесткий ответ: "Нет, Лина, у нас обед". Их даже не радовала мысль о том, что после двух мы все уже будем свободны и сможем просто отдыхать! Все мои доводы натыкались на стену их непонимания. Обед у них - и все тут! Поняв, что все бесполезно, я сдалась и, присоединившись к остальным, поплелась в ближайшую пиццерию. Если в первой половине обеда мне не давала покоя мысль о том, что, если бы не они, я была бы уже свободна, то во второй половине обеда, когда пицца очень удобно улеглась в моем желудке, я была спокойна - размякла, расслабилась. И мне стало все равно, когда мы закончим работу. На завершение дел, как я и думала, ушло 40 минут. Но это был для меня колоссальный урок: чтобы ни случилось, какой бы аврал ни произошел, нужно уметь сказать себе "стоп", сделать паузу и никогда не отказывать себе в маленьких удовольствиях.
Во Франции я снимала "Неделю высокой моды" и мне нужно было взять интервью у Джан Франко Ферре. Я встала в очередь со всеми журналистами и, когда очередь дошла до меня, внезапно потеряла дар речи. От усталости, напряжения, волнения не могла вымолвить ни слова. Он понял мое состояние и сказал: "У вас такие красивые глаза, чувствую, вы скажете мне что-то очень важное". Его слова меня так поддержали! И я бойко задала все интересующие меня вопросы. Он преподал мне жизненно важный урок: людей нужно всегда поддерживать. Особенно новичков. Это я сужу и по собственному опыту. В начале карьеры, зная о том, что я ничегошеньки не умею, люди меня очень поддержали. Хотя я, конечно, и говорила всем, что я суперпрофессионал. А когда пришла в концертный зал "Россия" на первую в своей жизни репетицию, то не знала как себя вести. Я понимала, что нужно что-то сказать, а что - не могла сообразить. Взяв микрофон в руки, я шепотом спросила у помощниц режиссера: "Что я должна сказать-то?" "Хотя бы поздоровайся", - ответили мне. (Смеется). “Так, - думаю. - Лина, спокойно”. Поднесла ко рту микрофон и сказала: "Здравствуйте. Я новый режиссер. Зовут меня Лина Арифулина. Прошу всех запомнить. Начинаем репетицию.", а потом деловито бацнула микрофон на место! Получилось так неумело! Но ведь это же такая ерунда. (Улыбается.) Поэтому я всегда по-доброму отношусь к новичкам, стараюсь их поддержать, ведь совсем недавно сама была на их месте. Все мы были такими: боялись, волновались, стеснялись. Только многие об этом быстро забывают и делают вид, что умеют все делать чуть ли ни с рождения. Всегда у всего есть свое начало, и забывать об этом нельзя.

- Работа с какими артистами вам доставляет особое удовольствие?

- Наверное, с молодыми, начинающими. Например, на последнем проекте "СТС зажигает суперзвезду!" я встретила замечательных ребят, каждый из них для меня очень дорог. Я отдаю им свои знания, они мне свои. Мы друг другу не даем остановиться на достигнутом. У молодежи дерзкие мысли, я их с удовольствием поддерживаю.Сейчас я работаю с артистами кино, записываем фонограммы. Это несколько новая для меня работа, но тоже очень интересная.

- Лина, вы производите впечатление очень спокойного человека, уверенного в том, что, чтобы там ни случилось, все обязательно наладится.

- Я очень позитивно настроенный человек. Когда мне начинают говорить, что вот это сделать трудно или нереально, я отвечаю, что космос не любит негативной информации. Если начинать работу с плохого, то зачем вообще что-то делать? На мой взгляд, от людей, негативно настроенных на мир, лучше держаться подальше. Ведь человек во всем видящий плохое, вскоре свой негатив направит и на меня, на проект. Мне с такими не по пути.  
 
 Дина Аляутдинова,
руководитель пресс-центра
Полпредства РТ в РФ.

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 19:31

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International